© 2014 - 2019 Институт эффективного  тренинга и профессиональных стандартов (г. Москва)         

 

          +7 (925) 508-79-15

       Если нужен результат!..

РОМАНТИКА РЕГРЕССА.

Образ психотерапевта в ретроспективе голливудского кино ( 2011 - 1992).

Автор: Александра Геращенко, журналист.

За последние двадцать лет в зарубежном кинематографе произошла масса изменений и открытий. Порой миру приходилось переживать потрясения, как в тот день 31 марта 1999 года, когда американцы вздрогнули и осознали, что мы все загружены в Матрицу. Однако, научившись создавать сцены апокалипсисов и моделировать разрушенные города, разработать образ во всех отношениях компетентного, грамотного психотерапевта режиссёры и сценаристы так и не смогли. Да и так ли нужно это зрителю, постепенно привыкающему к однообразным movie? Многие ли задумывались при просмотре фильмов о том, как регрессировал образ психотерапевта за последние несколько лет? Обратимся к фильму, давшему начало «психотерапевтическому двадцатилетию».

 

 

1992 год - на экраны выходит психологический триллер «Окончательный анализ» Фила Жоану. Девиз этого фильма мог бы звучать как «Правила существуют, чтобы их нарушать». Ричард Гир в образе доктора Барра влюбляется в сестру своей пациентки, что, к слову, запрещено, и вторую половину фильма преследует её же, оказавшуюся психопаткой. Выживает благодаря чистой случайности, когда шансов, казалось бы, уже нет. В 1992 году это ещё ново. Нарушение элементарных этических и профессиональных норм и правил, поразительная живучесть – первые штрихи в образе экранного психотерапевта. 1994 год – тема взаимоотношений пациентки и психотерапевта обыгрывается уже иначе в киноленте Ричарда Раша «Цвет ночи». На глазах Билла Кейпа (Брюс Уиллис) во время терапевтического сеанса клиентка выбрасывается из окна. Увидев её тело, он испытывает шок и становится протанопом – перестаёт различать красный цвет. Бил Кейп глубоко переживает случившееся и решает навестить своего друга , тоже психоаналитика, чтобы развеяться. Друг принимает Билла в своем шикарном особняке, знакомит с группой своих пациентов и, конечно же…погибает при загадочных обстоятельствах. А Билл влюбляется в таинственную незнакомку. Если до этого момента сюжет развивался благодаря одной женщине, то далее его направляет другая. Видимо, оставлять терапевта без влияния на него дамы совершенно неприлично. Сюжет снова построен на прочном фундаменте отклонений и извращений, омываемом морем невинной крови. Умеющий спасать мир Брюс не спас эту кинокартину от присуждения ей «Золотой малины». 1997 год – американский фильм «Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента поражает воображение зрителей по всему миру и собирает практически 226 миллионов долларов при бюджете в 10. Оскары, премии за «особый вклад в кинематограф» и «выдающийся европейский вклад в мировое кино». Однако как не подметить, что и здесь образ психотерапевта весьма специфичен. Под влиянием проблемного гения Уилла Хантинга (Мэтт Дэймон) терапевт Шон Мэгуайр (Робин Уильямс) начинает копаться в себе и переосмысливать свою жизнь. Отношения «врач-пациент» перерастают в дружескую симпатию. Шон начинает пытаться выкарабкаться из депрессии, и этот процесс является достаточно болезненным. Отсюда ещё один штрих в образе психотерапевта на экране: он не столько лечит своих пациентов, сколько страдает и меняется от взаимосвязи с ними. Опять же, в фильме присутствует женский образ – любимая жена психотерапевта, историей о знакомстве с которой Мэгуайр поражает Уилла. За два года до отображаемых событий она умирает от рака, что становится причиной для депрессии мужа. В некотором роде, в этом фильме на жещину так же завязано многое, а вот про учения Зигмунда Фрейда сценаристы Мэт Дэймон и Бэн Аффлек, к счастью, даже не вспомнили. Далее, в 1999 году в прокат выходит комедия о взаимодействии нью-йоркского мафиози Пола Витти (Роберт Де Ниро) и психоаналитика Бена Собела (Билли Кристал). «Анализируй это» - творение режиссёра Гарольда Рэмиса, которое стоит посмотреть любителям американских комедий: не слишком пошлых и не слишком целомудренных. Однако память Фрейда была вновь потревожена – его далеко не совершенные теории о подсознательных страхах, комплексах и фобиях явно послужили одним из источников вдохновения для сценариста. Отсюда, на примере уже нескольких фильмов, делаем вывод – экранный психотерапевт без Зигмунда практически никуда. 

 

 

 

 

На сегодняшний день в мире существует более 400 методов и школ практической психологии и психотерапии. Большинство из них намного эффективнее ортодоксального фрейдовского психоанализа. Лидеры в лечении неврозов и других психических расстройств - когнитивно-поведенческая психотерапия и гештальт-терапия ("Психотерапевтическая энциклопедия" под ред. Карвасарского).

6 августа 1999 года Брюс Уиллис возвращается к своим зрителям в качестве уже детского психолога и психиатра в фильме М. Найт Шьямалана «Шестое чувство». Нужно отметить, что этот фильм - колоссальная антиреклама для всех психологов и психотерапевтов, населяющих земной шар. Небольшой просчёт во время лечения мальчика приводит к тому, что ребёнок вырастает агрессивно настроенным психопатом, который пробирается в квартиру к бывшему доктору, стреляет в него, после чего кончает с собой. Дипломированный и опытный специалист, получающий грамоту за достижения в области психиатрии и заслуги перед Филадельфией, не лечит пациента, а калечит ему жизнь. В вышедшем же в 2003 году фильме Питера Сигала «Управление гневом» доктор Бадди Риделл сам является эмоционально неустойчивым и даже агрессивным человеком. Метод, который он практикует, основанный на давлении и погружении пациента в стресс, в конечном счёте помогает бизнесмену Дейву Базнику, но большинство телезрителей, посмотрев данный фильм, наверняка примет решение никогда и ни за что не связываться с подобными…докторами. Поистине «шедевром», «венцом творения» является фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод», вышедший на экраны в 2011 году. Извратить ещё больше историю взаимоотношений Зигмунда Фрейда, не раз и не два упомянутого в данной статье, и Карла Густава Юнга, пожалуй, крайне затруднительно. Из всех трудов Фрейда было выбрано, разумеется, учение о сексуальности. Для добавления остроты обязательно следовало сделать Юнга человеком с отклонениями, склонным к насилию, жестокости, абсолютным циником, вступившим в связь со своей душевнобольной пациенткой. Фрейд же показан умудрённым опытом пожилым джентльменом, не одобряющим похождения своего юного, несколько заносчивого, порой чрезмерно эмоционального коллеги. Более прямое противопоставление (связующим звеном которого представлена русская еврейка – Сабина Шпильрейн) представить довольно трудно. Звучат научные термины, в перерывах между сценами насилия глаз радуют солнечные пейзажи, а между тем о настоящей истории развития психоанализа и о вкладе Фрейда в психологию, мы знаем не многим больше, чем до знакомства с этим фильмом.

 

С чем остаётся дезинформированный, сбитый с толку зритель? Уязвимые, ранимые, агрессивные, нарушающие мыслимые и немыслимые профессиональные нормы, экранные психотерапевты вызывают какие угодно чувства кроме…доверия. Может быть поэтому американцы тоннами поглощают антидепрессанты, а множество голливудских звезд, после алкогольных возлияний и дебошей, скорее готовы прийти в себя на «шконке» в полицейском участке, нежели в кабинете психотерапевта?

 

 

 

ПРИ КОПИРОВАНИИ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!